деньги.ua,
16 апреля 2019 г.
Вячеслав Черняховский: Вредный «сплит» 603 просмотра
НБУ активно продвигает мнение об эффективности своей надзорной политики и отстаивает право одновременно сочетать полномочия нескольких ветвей власти.
Вячеслав Черняховский, генеральный директор ассоциации “Страховой Бизнес“, видит серьезные риски в “сплите“, то есть в передаче Нацбанку надзорных функций над страховщиками. Аргументы за “сплит“ звучат из каждого утюга, а вот на чем базируется другая точка зрения, не особо говорят.
Вот уже второй год небанковский рынок ждет и гадает, примет или нет Верховная Рада во втором чтении законопроект № 2413а, больше известный как закон о “сплите“. Речь идет о разделении Нацкомфинуслуг и передаче большинства полномочий по регулированию небанковского финансового сектора Нацбанку и частично - Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. И если первые попытки вынести законопроект на второе чтение вызывали драматический эффект среди участников рынка, то после безуспешной пятнадцатой попытки ситуация становится как в анекдоте о неуловимом Джо, который был неуловим, потому что никому не нужен.
Не секрет, почему так происходит: среди самих народных избранников нет единой позиции относительно законопроекта, поэтому шансы на то, что № 2413а пройдет, невелики. Я общался с большим количеством депутатов разных фракций. Многие из них однозначно против законопроекта, поскольку прекрасно понимают негативные последствия его принятия в такой форме.
Эксперты тоже неоднократно“по косточкам“ разобрали основные положения законопроекта и обозначили все ключевые проблемные места в нем. Это - отсутствие комплексного и системного подхода, нарушение норм Конституции и целого ряда других законодательных актов, создание предпосылок для коррупции и давления на бизнес. Как итог - уничтожение национального бизнеса в этом сегменте экономики, перспективы десятков тысяч новых безработных из числа сотрудников финансового сектора и сокращение поступлений в бюджет на сотни миллионов гривен в год.
НБУ активно продвигает мнение об эффективности своей надзорной политики и отстаивает право одновременно сочетать полномочия нескольких ветвей власти. Мы постоянно слышим о том, как отлично была проведена чистка банковского рынка, как позитивно это повлияло на банковскую систему. Но, так сказать, есть горькие нюансы.
Многие банки были выведены с рынка с целым рядом нарушений. Пара банков, у которых была отозвана лицензия, подали в суд на Нацбанк с требованием возместить убытки, понесенные в ходе ликвидации. Ранее еще несколько банков выиграли суды по незаконности их ликвидации (например, Радикал банк. - Прим. ред.).
В свете предстоящего второго тура президентских выборов и грядущих парламентских выборов как смысл, так и перспективы принятия законопроекта о “сплите“ становятся еще более туманными. Все отлично понимают, что с возможной сменой президента и состава Верховной Рады ветер в регуляторных подходах тоже может поменяться. Да, формально НБУ от президента не зависит. Дефакто, в случае смены президента, всегда сменяется и глава Нацбанка (полномочия нынешнего главы НБУ истекут в марте 2025 года, за год до завершения полномочий избираемого президента. - Ред.).
Вероятность, что законопроект № 2413а примут, и будут предприняты попытки реформировать надзор за небанковским сектором согласно его положениям, все же есть. Но потом в НБУ придет “новая метла“, понимающая неэффективность этого подхода или имеющая другие взгляды на принципы надзора - и опять начнется пересмотр законодательной базы. В очередной раз вместо стратегического, последовательного и системного развития небанковского сектора мы получим череду непродуманных экспериментов над ним.
Объединение участников финансового рынка, куда входит возглавляемая мной ассоциация “Страховой бизнес“, а также 15 других общественных объединений, разработало альтернативную Концепцию реформирования надзора за небанковским финансовым сектором. Она базируется на опыте польского рынка. Основной принцип, который лег в основу концепции, - это разделение функции регулирования (которая может быть отдана Минфину) и функции надзора, контроля и защиты прав потребителя. Для надзора будет создан отдельный орган. И этот орган, в отличие от Нацбанка, как мегарегулятор, будет действовать полностью в правовом поле. Без всяких спецстатусов, созданных для монетарной политики, а вовсе не для регуляторных функций.
Такой подход имеет два преимущества: более высокий профессиональный уровень каждого направления работы - и методологии, и надзора как такового, и минимизация коррупционных рисков для бизнеса. Даже сегодняшняя ситуация, когда Нацкомфинуслуг одновременно и разрабатывает правила игры и контролирует их выполнение, создает возможности для коррупции и тенденциозных изменений условий работы небанковского финсектора в угоду определенным группам участников рынка.
В ближайшее время мы с коллегами сконцентрируемся на продвижении нашей концепции и трансформации ее в проект закона. Концепция реалистичная, продуманная и нацеленная на развитие рынка в условиях равной и честной конкуренции. Мы в нее верим.
Вся пресса за 16 апреля 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, За рубежом, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 июня 2025 г.

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 24 июня 2025 г.
ФФОМС предложил 12 критериев для мониторинга качества работы СМО

|
|
Российская газета онлайн, 24 июня 2025 г.
Путин утвердил новый размер выплат по Европротоколу при разногласиях

|
|
cbr.ru, 24 июня 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
vesti.kg, Бишкек, 24 июня 2025 г.
Штрафы с 1 июля. В Бишкеке начали оформлять ОСАГО круглосуточно

|
|
360.ru, 24 июня 2025 г.
Более 40 человек предстанут перед судом за мошенничество при страховых выплатах в Нижнем Новгороде

|
|
мвд.рф, 24 июня 2025 г.
Столичные полицейские задержали подозреваемых в хищении страховых выплат, предусмотренных для оказания стоматологической помощи

|
|
Чита.ру, 24 июня 2025 г.
Владелец дома не может получить страховую выплату из-за требования фото сгоревшего дома

|
|
Томская интернет-газета, 24 июня 2025 г.
Томская область вошла в топ-3 регионов с максимальной долей судебных издержек по ОСАГО

|
|
Коммерсантъ-Ростов-на-Дону, 24 июня 2025 г.
Аграриям в Ростовской области возместили 11 млн рублей убытков

|
|
Время Воронежа, 24 июня 2025 г.
Страховой рынок Воронежской области показал рекордный рост

|
|
ТАСС, 24 июня 2025 г.
В ДНР процедура ЭКО станет доступна по полису ОМС с 2026 года

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 июня 2025 г.
Ставки по страхованию имущества достигли пика в Европе, но являются «адекватными» для страховщиков

|
|
ТАСС, 24 июня 2025 г.
В Москве задержаны подозреваемые в мошенничестве под видом стоматологических услуг

|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 24 июня 2025 г.
Страховка для питомца: эта услуга становится всё более популярной

|
|
vesti.az, Баку, 24 июня 2025 г.
Страховой рынок Азербайджана вырос на 11,7% за январь–май

|
|
Газета.Ru, 24 июня 2025 г.
Ozon не смог взыскать 4,5 млрд рублей с девелопера сгоревшего склада

|
|
Финмаркет, 24 июня 2025 г.
Премии по страхованию имущества физлиц в РФ в 1-м квартале выросли на 12,4%, выплаты увеличились на 13,2% - ЦБ

|
 Остальные материалы за 24 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|